Духи, какие вы?

Духи, какие вы?

По верованиям шорцев, духи шаманов имели разнообразный вид - антропоморфный, зооморфный, в образе пресмыкающихся и т. п. Каждый из них имел свою "специальность".

Так, дух Шор тегри считался главой всех духов. Он "персонаж, несущий обязанности администратора и ведающий духами добрыми (байана) и злыми (аина)". Шор тегри рисовали на бубне в виде "духа едущего на санях". Часть духов-помощников охраняла своего хозяина во время камлания, часть вела разведку и поиски кут, похищенной у больного, часть служила транспортным средством: везли шамана, несли жертву духам и найденную кут. У шорских шаманов, как и у ку-мандинских, для поездки к Улъгену и Эрлику были разные кони.

Как образец состава существ, принадлежащих шорскому шаману, можно привести список духов шамана Алексея, записанный Н. П. Дыренковой в Кузнецкой тайге:
"I. Суб кара кар am субдан кар-am - имя хозяина нагайки (дух-хозяин колотушки).
2. Убу паре ак ои am - две пары белых сивых коней - один тёс с четырьмя конями и зовут тебир тискинив - тёс с железным поводом.
3. Ербюк тижи кёр чарак - мужчина с женщиной (самец и самка) - гнедые собаки с отвислыми ушами.
4. Четти паре кёр балык - 7 пар гнедых рыб, живет в воде, когда брызгают в воду, то дают долю и ему. Когда айна, за которым гонится кам, ползет под землею или в воду, то этот тёс помогает кому. Кам вызывает его отдельно.
5. Кырык пара кара куш - сорок пар черных птиц. Когда каму приходится лететь за айном, они помогают ему лететь, назад кам возвращается на гусе...
6. Кара талай кам-облын - черный водяной царь - парень или сын.
7. Кара малат кылыштыб - черный с мечом, живет вместе со всеми тёсами в шедене. Когда человек сильно хворает, этот тёс отстраняет айну черным мечом и пересекает его (видимо, рассекает).
8. Алты кылыштыб кан облун - с шестью мечами царь - сын. Он стоит всегда на страже, как защита кама, особенно на случай, если какой другой кам. задумает его съесть.
9. Тобус садаклыб кан ёрбек - с 9-ю стрелами царь-самец. Стоит на страже, около кама, чтобы не подошел айна к нему.
10. Кан шокур am - царь... (неразборчиво...) конь,
11. Иби той ак пор-ат - два одинаковых бело-сивых коня.
12. Кёр бабыр - тёс - медведь. Сильный очень дух. У каждого кама есть пгёс-медведь. Он помогает каму связывать айну во время камлания и тащит его.
13. Четти чалапуп сачып кыс ут костуб кенци кыс - с 7-ю гребнями рыжая девица, с 3-я глазами маленькая девица (дух-хозяйка бубна).

В этот список вошли не все виды духов, которые обычно принадлежали шорскому шаману. Возможно, что шаман сообщил Н. П. Дыренковой только главных своих помощников. Не упомянуты, например, духи-хозяева огня, изображавшиеся на бубне в виде пресмыкающихся.

Шаманизм тюркоязычных Народов Сибири