
Шаманы являются не только посредниками между миром духов и миром людей они живут в гармонии с миром и чутко улавливают его малейшие изменения. Шаман постоянно ощущает дыхание Отца-Неба и слышит пульс Матери-Земли. Шаман знает, что всё вокруг живое и обладает целительными силами, он не просто связан с миров - он представляет с ним единое и неделимое целое..
Шаманы черпают знания, во время своих путешествий и общений с духами. Иногда, эта информация полученная в мире духов, может выходить за рамки любых традиций. При этом, шаманы всего мира пользуются аналогичными техниками, хотя разъединены огромными континентами и океанами. Каждый шаман имеет право доступа к знаниям, не рискуя подвергнуться осуждению и изгнанию из системы, основанной на доверии.
Поговорим о атрибутах шамана - о его инструментах, или иначе говоря предметах силы. Шаманские орудия представляют собой нечто большее, чем просто вспомогательные инструменты. Каждое из них является одновременно и выражением внутреннего потенциала шамана, и средством проявления этого потенциала. Предметы Силы, используемые шаманом, связаны с миром Духов и проявлять его собственную духовную силу. Так же инструменты шамана тесно связаны с духами-помощниками и являются вместилищем этих духов, но не стоит их рассматривать как бутыль с сидящим в ней джином. Сила заключенная в шаманских орудиях, не находится в самих предметах. Шаманские предметы Силы можно сравнить с телефоном, голос доносящийся из трубки не принадлежит телефону, хотя и звучит из него. Хранились такие предметы обычно за очагом, на против входа, это считалось самым почётным местом в жилище. Все предметы освящались, и регулярно традиционно кормились. Процесс этот разнообразный, довольно часто связан с окроплением предмета молоком и словами, которые нараспев описывали действие предмета и Духа с ним связанного.
Бубен. Какой же шаман без бубна? Здесь мы сталкиваемся с стереотипом. На самом деле не каждый шаман владеет бубном, и не каждый может его себе позволить, бубен нужно заслужить у духов или получить в дар. Существуют свидетельства о шаманах, которые до конца своих земных дней так и не получили свой бубен.
Как же обходились шаманы без бубна? Чаще всего в камланиях использовали шаманские зеркала (кузунгу) и хомус (варган), а так же горловое пение и жезлы. Одно из распространенных в Сибири названий жезлов – даяк. Камлание - это лишь один из способов шамана для воплощения своих намерений, шаманские практики весьма разнообразны и не ограничены.
Давайте рассмотрим ещё один атрибут шамана – шаманский костюм. Какой же шаман без костюма? Самыми главными были с давних времен и остаются поныне специальный костюм и бубен. И тут мы сталкиваемся с ещё одним стереотипом. У разных народов существуют разные традиции не только оформления ритуального костюма, но и облачения в него. Алтайские шаманы зимой одевают свой костюм на рубашку, а летом - на голое тело. Тунгусы в любое время года одевают шаманский наряд на голое тело. То же самое можно встретить и у других народов Арктики. Но у народов, расселяющихся на северо-востоке Сибири и у эскимосских племён вообще не существует шаманского наряда. У эскимосов, например, шаман обнажает торс и единственной одеждой на нём остаётся пояс.
Кузунгу – шаманское зеркало. Другие названия: толи, панапту. Панапту - происходит от пана — "душа, дух", точнее "душа-тень". Шаманское зеркало подобно яркому солнцу, блестящий и гладкий диск которого символизирует испепеляющую силу мощного светила. Кузунгу имеет уникальное свойство накапливать энергию, или отражать её при необходимости. Так же зеркала являются важным атрибутом в шаманских путешествиях. При предсказании или диагностике, шаман вглядывается в зеркало или отражения в нём и видит через него мир духов. Так же зеркала используются в лечении и для изгнания злых духов, всем перечисленным, конечно, возможности зеркала кузунгу не ограничиваются.
Разговаривая о инструментах шамана, конечно мы должны забыть про Хомус (или Варган). Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар и многие другие. В ритуальной практике Хомус применялся наравне с бубном или даже вместо бубна. Буряты называют свой хомус «хур» и говорят, что изготавливают хур только кузнецы, ведущие происхождение от Небесного Кузнеца. Хороший хур при камлании всегда говорит правду, поэтому и обращают внимание на тщательность его изготовления.
Одна из шаманских манипуляций с варганом – это вызов духов различных предметов и донесение до них сообщений. Как говорят шаманы: "варган соединяет - язык и мысль". Варганом можно осуществлять и различные магические практики, подобно луку испускающему стрелы-намерения шамана, он позволяет творить самые разнообразные воздействия. Так же варган, как и бубен, используется и для шаманских путешествий.
Шаманский жезл. Различные названия: дарбак, даяк, ветьер, джалодыыр, сапаи, шалдырак. Применялись жезлы для камланий, молитв, и обращений к духам. Так же использовались и для сражений с Духами и другими шаманами. Несколько реже использовались для медитаций, массажа, лечения, предсказаний. Иногда шаманский жезл соотносят с колотушкой, название которой в сети чаще всего "орба", однако это не совсем так. Иногда шаманская колотушка и шаманский жезл являлись одним целым, так же как иногда шаманский жезл одновременно был и погремушкой.
Конечно, это лишь небольшая часть инструментов используемых в шаманизме, и перечислять все возможные атрибуты шаманов в этой статье мы не будем. Как уже было сказано список предметов Силы зависит не только от мест обитания, но и от мировоззрения и указаний духов непосредственно шаману. Каждый шаман – это исследователь Вселенной и сам, или часто под руководством Духов, решает какие предметы силы ему использовать в практике.