
Чертями называли и вообще всех нечистых и злых духов, и вполне конкретное сверхъестественное существо. У восточных славян черт — это родовое понятие, включающее всю нечистую силу («нежить», «нечистиков»), то есть водяных, леших, домовых и пр. По некоторым поверьям, водяные, лесные, домовые и прочие духи — это водяные, лесные, домовые черти, в которых превратились свергнутые с неба ангелы. Вместе с тем собственно черти в народных поверьях имеют свои отличия от прочей нечисти (свобода передвижения, повсеместная распространенность, излюбленные места обитания).
Слово «черт» в народной речи употреблялось довольно редко, так как считалось, что при упоминании своего имени нечистый тут же появляется и начинает вредить. По этой причине слово «черт» обычно заменялось различными прозвищами, которые отражают различные черты внешнего облика и характера этого демонического существа:
нечистый — то есть связанный с нечистью, опасный; недобрик, плохой, враг — злонамеренное отношение к человеку;
грешок — подстрекательство человека к грехам (пьянству, самоубийству и так далее);
шутник, шут, лукавый — склонность подшутить и ввести в заблуждение, наслать морок;
рогатый, черный — особенности внешнего вида;
немытик — неряшливый облик;
шиш, шишок, шишига — характерная черта внешности черта — волосы, стоящие дыбом, то есть шишом;
окаяшка — то есть проклятый.
Образ черта имел дохристианское происхождение (достаточно вспомнить языческих бесов), но христианские представления о дьяволе оказали сильное воздействие на его позднейший облик.
Легенды о происхождении черта восходят к раннехристианским апокрифическим преданиям, отражающим борьбу Бога и Сатаны. Черти, согласно упомянутому источнику, — это вышедшие из повиновения Божьей воле ангелы, которых архангел Михаил сбросил с неба. Они упали на землю, но не пробили ее насквозь, как Сатана, а остались на поверхности. По другим поверьям, черти произошли от плевка Бога. Также встречаются упоминания о том, что Сатана сам создает чертей, стряхивая воду с рук позади себя.
Традиционный облик черта, в общем, имеет много общего с внешним видом бесов: он — черное (синее или темное) мохнатое существо с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Его глаза горят, как угли, а голос зычный и сиплый. Черт также может быть кривым, лысым, хромым (по поверьям, черти сломали себе ноги во время падения с неба).
Традиционное местообитание чертей во многих поверьях — ад, преисподняя, где они мучают грешников. Причем иногда делали различие между самыми «лихими » чертями, живущими в аду постоянно, и такими, которые обитают на земле, среди людей, занимаясь своими бесовскими делами, а в ад спускаются лишь за указаниями.
Распоряжается чертями (особенно обитающими в преисподней) старший нечистый дух — Дьявол, Сатана, или «чертов дед». Чертям крепко достается от Сатаны — тот беспощадно бьет их, жарит на сковородах, обрывает уши и хвосты, если они не исполняют в точности его поручения.
Самые излюбленные места обитания чертей в народных поверьях — болота и глухие места, трясины, уходящие глубоко под землю. Один из народных рассказов объясняет местопребывание чертей в болотном мире следующим образом.
При сотворении мира черт за щеку спрятал глину, а архангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть — образовались горы и озера. Бог в наказание посадил черта в самый глубокий и бездонный овраг и наполнил его вонючей водой и глиной. Поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже можно слышать, как они там стонут, визжат и хохочут.
Кроме того, по народным представлениям, черти любят жить не только в болотах, но и вообще в воде, особенно в стоячей. Так, по некоторым поверьям, молодые черти до 30 лет живут холостыми в речках, потом переселяются в болота и омуты, где женятся и плодятся, а старые черти живут в море.
Попав в человеческое жилье, черт может забраться в воду, предназначенную хозяевами для питья, о чем повествует следующая легенда.
Некий святой подвижник встретил черта, всего перепачканного, и посоветовал ему: «Идри, обмойся водой речной, что ты таким пакостным ходишь?». Черт же ответил ему: «К реке меня не пускает ангел, а велит идти в ту первую избу, где стоит непокрытая кадка с водой и где она не ограждена крестным знамением. Туда я и иду. Мы все там всегда и обмываемся».
Традиционным местом обитания чертей в народе считались и бани, а также мельницы, особенно старые и заброшенные. По различным поверьям, черти могут также жить на погостах и на церковных колокольнях. При этом черти свободно проникают в дома (преимущественно через трубы) и иногда селятся под полом, в трубе, под печью.
Свои сборища нечистики обычно устраивают на перекрестках, в пустых, нежилых или неосвященных строениях (на тех же мельницах), на чердаках.
Характерной особенностью черта в народных поверьях является его способность к оборотничеству. Черти могут принимать любой облик, но наиболее часто они превращаются в животных (черная кошка или собака, змея, свинья, мышь, лягушка, рыба, сорока, козел, баран, лошадь, заяц, волк), человека (странник, ребенок, кузнец или мельник, знакомый, монах, священник, солдат) или неодушевленные предметы и природные явления (клубок ниток, ворох сена, камень, вихрь, огненное колесо или шар, куст бузины).
Облик, принимаемый чертом, напрямую зависит от цели, которую преследует нечистый. Так, если надо испугать человека, то он является в виде страшного зверя; если подтолкнуть к греху — в виде человека; если подурачиться или подшутить, то в виде кошки, собаки или свиньи. Помимо этого, черти любят принимать неопределенный, но устрашающий облик, либо быстро менять обличья.
Однако существует несколько, так сказать, табуированных для чертей обликов. Они почти никогда не принимают вид коровы, осла, петуха (этой птицы боится любая нечисть), голубя (эта птица считается воплощением Святого Духа), а также святых предметов (креста, иконы и так далее).
Узнать черта под личиной человека или животного непросто. Его выдают только какие-нибудь аномальные или нетипичные признаки, например едва заметные рожки и копытца, которые он обычно прячет под шапкой и в сапогах, хвост, необычные детали одежды (подоткнутая правая пола, красная шапочка, красная рубашка либо пояс), а также некоторые физические недостатки (хромой, кривой на один глаз). Черта-зверя обычно опознают по черному или рыжему цвету шерсти.
Черти, по народному убеждению, владеют различными волшебными предметами — шапкой-невидимкой, неразменным рублем и тому подобным. Все эти вещи у них можно было получить хитростью или купить.
Черти, пожалуй, как никакие другие сверхъестественные существа, близки к миру людей и даже более того: каждому человеку, согласно народным верованиям, при рождении дается не только ангел-хранитель, но и черт, который в течение всей его жизни присутствует за левым плечом (ангел-хранитель, соответственно, находится за правым). Именно таким образом издавна объясняют присутствие и борьбу в человеке двух начал — светлого и темного. Черт, нашептывая человеку в левое ухо, подталкивает его к проступкам и грехам. Между ангелом-хранителем и чертом всегда идет борьба, и оба они неусыпно следят друг за другом. Ангел записывает все добрые дела, а черт — злые, и когда человек умирает, ангел спорит с чертом о его душе.
Подобная близость к миру людей наложила свой отпечаток на «характер» чертей. Согласно поверьям, они подвержены многим человеческим привычкам и слабостям: они любят ходить в гости друг к другу, не прочь шумно попировать. Часто считалось, что черт очень любит музыку, да и сама музыка — изобретение лукавого. На своих свадьбах и пирах, устраиваемых по случаю важных побед над людьми, старые и молодые черти охотно пьют вино, а напившись, они любят поплясать и подраться, во время чего поднимается вихрь. Кроме этого, черти — заядлые картежники и азартные игроки в кости.
Повсеместно распространены поверья о том, что черти любят приходить на девичьи вечеринки и вступать в интимные связи с девушками и женщинами. Так, считалось, что черт может явиться девушке в облике красивого парня, и если она не распознает в нем нечистого духа, то он соблазнит ее и станет ее любовником (от подобной связи даже мог родиться ребенок- урод, чертенок). Также черти посещают тоскующих женщин, принимая облик их отсутствующих мужей или любимых. При этом женщина, к которой ходит черт, вскоре начинает богатеть, но при этом сохнет, болеет и может вскоре умереть.
Помимо этого считалось, что черти часто похищают проклятых людей, особенно детей. Стать жертвой черта мог стать и некрещенный ребенок, оставленный родителями без присмотра в нечистом месте, например в бане, либо «присланный» младенец (задавленный матерью во сне). Черт мог утащить к себе и того ребенка, которого не перекрестили перед засыпанием, которому не пожелали роста и здоровья при чихании или которому в недобрый час сказали недоброе слово типа «Хоть бы тебя черти взяли!» или «Иди к черту!». Дальнейшая судьба похищенных детей обычно сводилась к тому, что черти делали из них колдунов или своих подневольных слуг (заставляли их раздувать пожары, воровать неблагословленную еду, сторожить клады и тому подобное).
Впрочем, иногда люди могли вступать с чертями в отношения на равных (или почти на равных). В частности, считалось, что с чертом, как и с обычным человеком, можно заключить соглашение, особенно после оказанной услуги, и потребовать за нее награду. Очень часто в народных рассказах черт представляется глуповатым простофилей, которого легко обвести вокруг пальца или напугать. Достаточно вспомнить те поручения, которые дает своим помощникам-чертям колдун, когда у него нет для них «настоящей» работы — считать песчинки или осиновые листья, вить веревки из пыли и тому подобное.
К слову сказать, отношения человека с чертом чаще всего достаточно серьезны — заключение договора или сделки, наем на работу или поступление на работу к черту — и, вступая в те или иные отношения с чертом, человек все время должен был помнить, что нечистый все-таки является носителем зла, и общение с ним может привести к различным бедам.
Черт, в народном представлении, — существо более злое, чем другие представители нечистой силы, например леший или водяной.
По народным представлениям, черти постоянно вмешиваются в жизнь людей и им вменяют в вину следующие проделки: причинение различных мелких неприятностей, насылание мороков, подстрекательство к преступлению или самоубийству, похищение и кража разных вещей, порча и кража неблаго- словленной еды и питья, незримое присутствие за столом и поедание пищи за тех, кто шумит и болтает за столом и тому подобное.
Вообще, действию чертей часто приписывались как практически все более или менее мелкие несчастья (например, неловкие движения, потери), так и более серьезные опасности. Так, вмешательством чертей часто объяснялись болезни, особенно душевные, сопровождающиеся истерическими припадками, психическими расстройствами. По народному убеждению, все душевнобольные люди находятся во власти нечистой силы, управляющей их волей и поступками. Многие болезни, происходящие от неизвестной причины, тоже объясняли проникновением в человека черта. Черт в этом случае мог действовать самостоятельно, а мог быть и наслан колдуном, «лихим» человеком через пищу, воду или же вообще, или «по ветру». Вселение нечистой силы в человека вызывало различные припадки, кликушество и тому подобные расстройства.
По народному убеждению, черт может вселяться не только в живых людей, но и в покойников, особенно умерших насильственной смертью, бывших при жизни большими грешниками, или в человека, по которому сильно плачут родные. Так, во многих местах верили, что с покойника, по которому долго убивается жена, черти сдирают кожу и один черт залазит в нее, после чего начинает в таком виде ходить к жене покойного и сожительствовать с ней. Если же черт вселялся в умершего колдуна, то тот начинал вставать из могилы по ночам и всячески вредить живым.
Влиянию черта традиционно приписывалось и такое страшное в народной среде явление, как пьянство, которое расценивалось как душевное заболевание, наваждение. В некоторых местах запои воспринимали как своего рода порчу, по той причине, что пьяный постоянно поминает черта.
Черт любит подшутить над человеком порой очень зло, и наиболее он опасен как раз для пьяниц, особенно припозднившихся в пути. Черт любит пьяных, поскольку пьяного человека ему легче подталкивать к дурным поступкам, внушать дурные мысли, подсказывать бранные слова и ругань, ввязываться в драку. Кстати, отсюда же и вечное оправдание тех, что в пьяном беспамятстве наделал себе и другим неприятностей — «черт попутал».
Подшучивать над пьяными — любимая забава черта. Известно немало рассказов, повествующих о мужиках, возвращавшихся домой навеселе и повстречавших черта. Как правило, черт является пьяному мужику в облике его знакомого или родственника и приглашает выпить с ним. Польстившись на приглашение, мужик отправляется с чертом, выпивает и закусывает с ним, а потом вдруг оказывается где-то в незнакомых местах и обнаруживает, что пил воду из проруби, закусывал сухими листьями, вместо рюмки держал шишку и тому подобное. При этом замороченный чертом человек может оказаться даже на краю гибели — упасть в прорубь или реку, заблудиться в лесу.
По общераспространенным представлениям, черти всегда стараются заполучить душу человека. Подстрекая его к пьянству или греховным поступкам, они надеются, что душа грешника после его смерти достанется им. По народному убеждению, в первую очередь чертям достаются души колдунов и ведьм, поскольку те подписывают с нечистым договор кровью и в обмен на колдовские умения и чертенят-помощников отдают свою душу. После смерти колдуна черти приходят за его душой, и если чародей не успел «пристроить» кому-нибудь своих помощников и не передал своей силы, то черти будут мучить его до последнего вздоха, набиваться в его внутренности и тому подобное.
Души самоубийц также достаются чертям. Любой самоубийца, по народному убеждению, — «черту лошадь» или «черту кочерга» (уголья мешать в адских печах). Согласно поверьям, все самоубийцы находятся в полной власти нечистой силы, черти ездят на них и возят воду. К слову сказать, в народе полагали, что многие самоубийцы не сами решились наложить на себя руки, а им помогли черти, особенно если человек много пьет. Черт в таком случае на него может навести такую тоску, что остается только руки на себя наложить. А лукавый тут как тут — под бока подталкивает, на ухо нашептывает и петлю поможет надеть и сам же и затянет. А вот пример подобной ситуации.
Однажды мужик, решивший покончить с собой, направился в лес. А один деревенский старик, поняв, что тот задумал недоброе, советует мужику, когда тот станет давиться, сказать: «Душу свою отдаю Богу, а тело — черту». В лесу мужику встречаются черти, которые подхватывают его под руки и подводят к осине, у которой уже толпится сборище всякой нечисти: и колдуны, и ведьмы, и утопленники, и удавленники. Едва мужик подошел к осине, как она наклонила макушку, а черти на радостях бросились навстречу, выхватили из рук мужика вожжи и в два счета наладили петлю на суку. Двое чертей держат ее наготове, третий же ухватил мужика за ноги и подсадил головой прямо в петлю. Тут мужик вспомнил старика и сказал, как тот советовал. Черти закричали: «Ишь, велико дело твое мясо, что мы с ним будем делать? Нам душа нужна, а не тело вонючее», — вытащили мужика из петли и швырнули его в сторону.
Чертей нередко считали причиной некоторых природных явлений. Согласно народным поверьям, черти могут насылать засуху, непогоду, град, проливные дожди или бурю. Причиной метели также считали возню чертей. Вихри, по народному убеждению, — это беснующиеся, резвящиеся черти или же это чертова свадьба, пляшущая по дорогам. Если нагнуться и посмотреть между ног, то можно увидеть внутри вихря чертей.
Согласно народным поверьям, особенно опасными черти бывают в «нечистых» местах и в «нечистое» время суток. Хотя они и способны появляться где угодно и когда угодно, но все же нечистики предпочитают являться в банях, на перекрестках, на чердаках в сумерках, в полночь или в полдень, а также от полуночи до первых петухов.
Черти, наряду с прочей нечистью, становятся особенно активными в большие календарные праздники: на Святки, на Пасху, в Иванов или Петров день. В это время они появляются на земле между людьми, участвуют в гаданиях, «проказят», а также отмечают на свой лад праздники. Например, считается, что в день Ивана Купала черти собираются вместе, играют и танцуют, но в то же время бдительно охраняют клады и расцветающий папоротник.