Чертями называли и вообще всех нечистых и злых духов, и вполне конкретное сверхъестественное существо. У восточ­ных славян черт — это родовое понятие, включающее всю не­чистую силу («нежить», «нечистиков»), то есть водяных, ле­ших, домовых и пр. По некоторым поверьям, водяные, лесные, домовые и прочие духи — это водяные, лесные, домовые черти, в которых превратились свергнутые с неба ангелы. Вместе с тем собственно черти в народных поверьях имеют свои отли­чия от прочей нечисти (свобода передвижения, повсеместная распространенность, излюбленные места обитания).

Слово «черт» в народной речи употреблялось доволь­но редко, так как считалось, что при упоминании своего имени нечистый тут же появляется и начинает вредить. По этой при­чине слово «черт» обычно заменялось различными прозвищами, которые отражают различные черты внешнего облика и характера этого демонического существа:

нечистый — то есть связанный с нечистью, опасный; недобрик, плохой, враг — злонамеренное отношение к человеку;
грешок — подстрекательство человека к грехам (пьян­ству, самоубийству и так далее);
шутник, шут, лукавый — склонность подшутить и вве­сти в заблуждение, наслать морок;
рогатый, черный — особенности внешнего вида;
немытик — неряшливый облик;
шиш, шишок, шишига — характерная черта внешности черта — волосы, стоящие дыбом, то есть шишом;
окаяшка — то есть проклятый.

Образ черта имел дохристианское про­исхождение (достаточно вспомнить языческих бесов), но хри­стианские представления о дьяволе оказали сильное воздей­ствие на его позднейший облик.

Легенды о происхождении черта восходят к раннехрис­тианским апокрифическим преданиям, отражающим борьбу Бога и Сатаны. Черти, согласно упомянутому источнику, — это вышедшие из повиновения Божьей воле ангелы, которых архангел Михаил сбросил с неба. Они упали на землю, но не пробили ее насквозь, как Сатана, а остались на поверхности. По другим поверьям, черти произошли от плевка Бога. Также встречаются упоминания о том, что Сатана сам создает чертей, стряхивая воду с рук позади себя.

Традиционный облик черта, в общем, имеет много обще­го с внешним видом бесов: он — черное (синее или темное) мох­натое существо с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Его глаза горят, как угли, а голос зычный и сип­лый. Черт также может быть кривым, лысым, хромым (по по­верьям, черти сломали себе ноги во время падения с неба).

Традиционное местообитание чертей во многих поверь­ях — ад, преисподняя, где они мучают грешников. Причем иногда делали различие между самыми «лихими » чертями, живущими в аду постоянно, и такими, которые обитают на земле, среди людей, занимаясь своими бесовскими делами, а в ад спус­каются лишь за указаниями.

Распоряжается чертями (особенно обитающими в преис­подней) старший нечистый дух — Дьявол, Сатана, или «чер­тов дед». Чертям крепко достается от Сатаны — тот беспощад­но бьет их, жарит на сковородах, обрывает уши и хвосты, если они не исполняют в точности его поручения.

Самые излюбленные места обитания чертей в народных поверьях — болота и глухие места, трясины, уходящие глубо­ко под землю. Один из народных рассказов объясняет место­пребывание чертей в болотном мире следующим образом.

При сотворении мира черт за щеку спрятал глину, а ар­хангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть — образова­лись горы и озера. Бог в наказание посадил черта в самый глу­бокий и бездонный овраг и наполнил его вонючей водой и глиной. Поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже можно слышать, как они там стонут, визжат и хохочут.

Кроме того, по народным представлениям, черти любят жить не только в болотах, но и вообще в воде, особенно в сто­ячей. Так, по некоторым поверьям, молодые черти до 30 лет живут холостыми в речках, потом переселяются в болота и омуты, где женятся и плодятся, а старые черти живут в море.

Попав в человеческое жилье, черт может забраться в воду, предназначенную хозяевами для питья, о чем повествует сле­дующая легенда.

Некий святой подвижник встретил черта, всего перепач­канного, и посоветовал ему: «Идри, обмойся водой речной, что ты таким пакостным ходишь?». Черт же ответил ему: «К реке меня не пускает ангел, а велит идти в ту первую избу, где стоит непокрытая кадка с водой и где она не ограждена крестным знамением. Туда я и иду. Мы все там всегда и обмываемся».

Традиционным местом обитания чертей в народе счита­лись и бани, а также мельницы, особенно старые и заброшен­ные. По различным поверьям, черти могут также жить на по­гостах и на церковных колокольнях. При этом черти свободно проникают в дома (преимущественно через трубы) и иногда се­лятся под полом, в трубе, под печью.

Свои сборища нечистики обычно устраивают на перекре­стках, в пустых, нежилых или неосвященных строениях (на тех же мельницах), на чердаках.

Характерной особенностью черта в народных поверьях является его способность к оборотничеству. Черти могут при­нимать любой облик, но наиболее часто они превращаются в животных (черная кошка или собака, змея, свинья, мышь, лягушка, рыба, сорока, козел, баран, лошадь, заяц, волк), че­ловека (странник, ребенок, кузнец или мельник, знакомый, монах, священник, солдат) или неодушевленные предметы и природные явления (клубок ниток, ворох сена, камень, вихрь, огненное колесо или шар, куст бузины).

Облик, принимаемый чертом, напрямую зависит от цели, которую преследует нечистый. Так, если надо испугать челове­ка, то он является в виде страшного зверя; если подтолкнуть к греху — в виде человека; если подурачиться или подшутить, то в виде кошки, собаки или свиньи. Помимо этого, черти любят принимать неопределенный, но устрашающий облик, либо быстро менять обличья.

Однако существует несколько, так сказать, табуирован­ных для чертей обликов. Они почти никогда не принимают вид коровы, осла, петуха (этой птицы боится любая нечисть), го­лубя (эта птица считается воплощением Святого Духа), а так­же святых предметов (креста, иконы и так далее).

Узнать черта под личиной человека или животного не­просто. Его выдают только какие-нибудь аномальные или не­типичные признаки, например едва заметные рожки и копыт­ца, которые он обычно прячет под шапкой и в сапогах, хвост, необычные детали одежды (подоткнутая правая пола, красная шапочка, красная рубашка либо пояс), а также некоторые фи­зические недостатки (хромой, кривой на один глаз). Черта-зве­ря обычно опознают по черному или рыжему цвету шерсти.

Черти, по народному убеждению, владеют различными волшебными предметами — шапкой-невидимкой, неразмен­ным рублем и тому подобным. Все эти вещи у них можно было получить хитростью или купить.

Черти, пожалуй, как никакие другие сверхъестественные существа, близки к миру людей и даже более того: каждому человеку, согласно народным верованиям, при рождении дает­ся не только ангел-хранитель, но и черт, который в течение всей его жизни присутствует за левым плечом (ангел-храни­тель, соответственно, находится за правым). Именно таким образом издавна объясняют присутствие и борьбу в человеке двух начал — светлого и темного. Черт, нашептывая человеку в левое ухо, подталкивает его к проступкам и грехам. Между ангелом-хранителем и чертом всегда идет борьба, и оба они не­усыпно следят друг за другом. Ангел записывает все добрые дела, а черт — злые, и когда человек умирает, ангел спорит с чертом о его душе.

Подобная близость к миру людей наложила свой отпеча­ток на «характер» чертей. Согласно поверьям, они подверже­ны многим человеческим привычкам и слабостям: они любят ходить в гости друг к другу, не прочь шумно попировать. Часто считалось, что черт очень любит музыку, да и сама музыка — изобретение лукавого. На своих свадьбах и пирах, устраивае­мых по случаю важных побед над людьми, старые и молодые черти охотно пьют вино, а напившись, они любят поплясать и подраться, во время чего поднимается вихрь. Кроме этого, чер­ти — заядлые картежники и азартные игроки в кости.

Повсеместно распространены поверья о том, что черти любят приходить на девичьи вечеринки и вступать в интимные связи с девушками и женщинами. Так, считалось, что черт может явиться девушке в облике красивого парня, и если она не распознает в нем нечистого духа, то он соблазнит ее и станет ее любовником (от подобной связи даже мог родиться ребенок- урод, чертенок). Также черти посещают тоскующих женщин, принимая облик их отсутствующих мужей или любимых. При этом женщина, к которой ходит черт, вскоре начинает бога­теть, но при этом сохнет, болеет и может вскоре умереть.

Помимо этого считалось, что черти часто похищают про­клятых людей, особенно детей. Стать жертвой черта мог стать и некрещенный ребенок, оставленный родителями без присмот­ра в нечистом месте, например в бане, либо «присланный» мла­денец (задавленный матерью во сне). Черт мог утащить к себе и того ребенка, которого не перекрестили перед засыпанием, ко­торому не пожелали роста и здоровья при чихании или которо­му в недобрый час сказали недоброе слово типа «Хоть бы тебя черти взяли!» или «Иди к черту!». Дальнейшая судьба похи­щенных детей обычно сводилась к тому, что черти делали из них колдунов или своих подневольных слуг (заставляли их раздувать пожары, воровать неблагословленную еду, сторо­жить клады и тому подобное).

Впрочем, иногда люди могли вступать с чертями в отно­шения на равных (или почти на равных). В частности, счита­лось, что с чертом, как и с обычным человеком, можно заклю­чить соглашение, особенно после оказанной услуги, и потре­бовать за нее награду. Очень часто в народных рассказах черт представляется глуповатым простофилей, которого легко об­вести вокруг пальца или напугать. Достаточно вспомнить те поручения, которые дает своим помощникам-чертям колдун, когда у него нет для них «настоящей» работы — считать пес­чинки или осиновые листья, вить веревки из пыли и тому по­добное.

К слову сказать, отношения человека с чертом чаще все­го достаточно серьезны — заключение договора или сделки, наем на работу или поступление на работу к черту — и, вступая в те или иные отношения с чертом, человек все время должен был помнить, что нечистый все-таки является носителем зла, и общение с ним может привести к различным бедам.

Черт, в народном представлении, — существо более злое, чем другие представители нечистой силы, например леший или водяной.

По народным представлениям, черти постоянно вмеши­ваются в жизнь людей и им вменяют в вину следующие продел­ки: причинение различных мелких неприятностей, насылание мороков, подстрекательство к преступлению или самоубийству, похищение и кража разных вещей, порча и кража неблаго- словленной еды и питья, незримое присутствие за столом и по­едание пищи за тех, кто шумит и болтает за столом и тому по­добное.

Вообще, действию чертей часто приписывались как прак­тически все более или менее мелкие несчастья (например, не­ловкие движения, потери), так и более серьезные опасности. Так, вмешательством чертей часто объяснялись болезни, осо­бенно душевные, сопровождающиеся истерическими припад­ками, психическими расстройствами. По народному убежде­нию, все душевнобольные люди находятся во власти нечистой силы, управляющей их волей и поступками. Многие болезни, происходящие от неизвестной причины, тоже объясняли про­никновением в человека черта. Черт в этом случае мог действо­вать самостоятельно, а мог быть и наслан колдуном, «лихим» человеком через пищу, воду или же вообще, или «по ветру». Вселение нечистой силы в человека вызывало различные при­падки, кликушество и тому подобные расстройства.

По народному убеждению, черт может вселяться не толь­ко в живых людей, но и в покойников, особенно умерших на­сильственной смертью, бывших при жизни большими грешни­ками, или в человека, по которому сильно плачут родные. Так, во многих местах верили, что с покойника, по которому долго убивается жена, черти сдирают кожу и один черт залазит в нее, после чего начинает в таком виде ходить к жене покойного и сожительствовать с ней. Если же черт вселялся в умершего кол­дуна, то тот начинал вставать из могилы по ночам и всячески вредить живым.

Влиянию черта традиционно приписывалось и такое страшное в народной среде явление, как пьянство, которое рас­ценивалось как душевное заболевание, наваждение. В некото­рых местах запои воспринимали как своего рода порчу, по той причине, что пьяный постоянно поминает черта.

Черт любит подшутить над человеком порой очень зло, и наиболее он опасен как раз для пьяниц, особенно припозднив­шихся в пути. Черт любит пьяных, поскольку пьяного челове­ка ему легче подталкивать к дурным поступкам, внушать дур­ные мысли, подсказывать бранные слова и ругань, ввязываться в драку. Кстати, отсюда же и вечное оправдание тех, что в пья­ном беспамятстве наделал себе и другим неприятностей — «черт попутал».

Подшучивать над пьяными — любимая забава черта. Известно немало рассказов, повествующих о мужиках, возвра­щавшихся домой навеселе и повстречавших черта. Как прави­ло, черт является пьяному мужику в облике его знакомого или родственника и приглашает выпить с ним. Польстившись на приглашение, мужик отправляется с чертом, выпивает и заку­сывает с ним, а потом вдруг оказывается где-то в незнакомых местах и обнаруживает, что пил воду из проруби, закусывал сухими листьями, вместо рюмки держал шишку и тому подоб­ное. При этом замороченный чертом человек может оказаться даже на краю гибели — упасть в прорубь или реку, заблудиться в лесу.

По общераспространенным представлениям, черти всегда стараются заполучить душу человека. Подстрекая его к пьян­ству или греховным поступкам, они надеются, что душа греш­ника после его смерти достанется им. По народному убежде­нию, в первую очередь чертям достаются души колдунов и ведьм, поскольку те подписывают с нечистым договор кровью и в обмен на колдовские умения и чертенят-помощников отда­ют свою душу. После смерти колдуна черти приходят за его душой, и если чародей не успел «пристроить» кому-нибудь сво­их помощников и не передал своей силы, то черти будут мучить его до последнего вздоха, набиваться в его внутренности и тому подобное.

Души самоубийц также достаются чертям. Любой само­убийца, по народному убеждению, — «черту лошадь» или «чер­ту кочерга» (уголья мешать в адских печах). Согласно поверь­ям, все самоубийцы находятся в полной власти нечистой силы, черти ездят на них и возят воду. К слову сказать, в народе по­лагали, что многие самоубийцы не сами решились наложить на себя руки, а им помогли черти, особенно если человек много пьет. Черт в таком случае на него может навести такую тоску, что остается только руки на себя наложить. А лукавый тут как тут — под бока подталкивает, на ухо нашептывает и петлю поможет надеть и сам же и затянет. А вот пример подобной ситуации.

Однажды мужик, решивший покончить с собой, напра­вился в лес. А один деревенский старик, поняв, что тот заду­мал недоброе, советует мужику, когда тот станет давиться, ска­зать: «Душу свою отдаю Богу, а тело — черту». В лесу мужику встречаются черти, которые подхватывают его под руки и под­водят к осине, у которой уже толпится сборище всякой нечис­ти: и колдуны, и ведьмы, и утопленники, и удавленники. Едва мужик подошел к осине, как она наклонила макушку, а черти на радостях бросились навстречу, выхватили из рук мужика вожжи и в два счета наладили петлю на суку. Двое чертей дер­жат ее наготове, третий же ухватил мужика за ноги и подсадил головой прямо в петлю. Тут мужик вспомнил старика и ска­зал, как тот советовал. Черти закричали: «Ишь, велико дело твое мясо, что мы с ним будем делать? Нам душа нужна, а не тело вонючее», — вытащили мужика из петли и швырнули его в сторону.

Чертей нередко считали причиной некоторых природных явлений. Согласно народным поверьям, черти могут насылать засуху, непогоду, град, проливные дожди или бурю. Причиной метели также считали возню чертей. Вихри, по народному убеж­дению, — это беснующиеся, резвящиеся черти или же это чер­това свадьба, пляшущая по дорогам. Если нагнуться и посмот­реть между ног, то можно увидеть внутри вихря чертей.

Согласно народным поверьям, особенно опасными черти бывают в «нечистых» местах и в «нечистое» время суток. Хотя они и способны появляться где угодно и когда угодно, но все же нечистики предпочитают являться в банях, на перекрестках, на чердаках в сумерках, в полночь или в полдень, а также от полуночи до первых петухов.

Черти, наряду с прочей нечистью, становятся особенно активными в большие календарные праздники: на Святки, на Пасху, в Иванов или Петров день. В это время они появляются на земле между людьми, участвуют в гаданиях, «проказят», а также отмечают на свой лад праздники. Например, считается, что в день Ивана Купала черти собираются вместе, играют и танцуют, но в то же время бдительно охраняют клады и рас­цветающий папоротник.