
Большую роль в путешествиях шамана по сферам космоса играет бубен. Почти у всех народов Сибири было распространено представление об этом инструменте, как о ездовом животном шамана (олене, лосе, коне). Ненцы считали бубен шаманским оленем, переносившем его в Верхний мир. У кетов рукоятка бубна осмыслялась как позвоночник оленя; вертикальные железные подвески, располагавшиеся по семь штук с каждой стороны от рукоятки — ребрами; резонаторы на обечайке воспринимались как копыта; отдельные подвески символизировали движение, дыхание оленя.
Во время камлания бубен для шамана является не только ездовым животным, но и видоизменяющимся (в зависимости от ситуации) средством передвижения. Если по ходу действия шаману предстоит плыть по реке, бубен становится лодкой, а колотушка веслом; соответственно обтяжка выполняет роль "дна" лодки, обечайка — как ее "борта". Во время путешествия шаман может встретить враждебно настроенных существ, с которыми придется сражаться. Поэтому бубен выполняет роль боевого снаряжения шамана: лук, броня, щит. Многочисленные подвески на бубне в потусторонних мирах - ни что иное как мечи, стрелы или сабли.
Камлание шамана как символическое путешествие по Вселенной
На фото, рядом с эвенкийским шаманом, изображена схема проводов умершего сородича в мир мертвых.
1 — покинутый чум умершего сородича;
2 — могильный помост; возле него на дереве висят вещи, сопровождающие умершего в мир мертвых;
3 — шаманский чум, сооруженный для обряда проводов умершего;
4 — шаман отвозит телесную душу умершего в нижний мир;
5 — мифическая родовая река;
6 — шаманский дух-лиственница расчищает для шамана дорогу;
7 — шаманский дух-гагара показывает шаману дорогу;
8 — шаманский бубен, заменяющий шаману лодку;
9 — шаманские духи-охранители;
10 — телесная душа умершего следует за шаманом на своем могильном помосте-плоту;
11 — стойбище мифических родовых старух — хозяек дороги в нижний мир, которых шаман расспрашивает о дороге в селение мертвых;
12 — шаманский остров на середине пути в нижний мир, где шаман отдыхает у старухи — хозяйки родовой реки и советуется о дальнейшем пути;
13 — речной порог, где стоит ловушка, построенная шаманом из духов;
14 — конечное стойбище мифических родовых старух — хозяек дороги в нижний мир; шаман, пристав к берегу, кричит через залив в селение мертвецов, чтобы они взяли привезенную телесную душу умершего сородича;
15 — шаманский бубен, служащий лодкой;
16 — телесная душа, привезенная шаманом;
17 — жертвенный олень;
18 — шаманский дух-гагара, плывущий впереди шамана как проводник;
19 — залив в устье мифической родовой реки, за которым начинается Нижний мир;
20 — место поселения мертвецов-сородичей;
21 — стойбище мертвецов-сородичей;
22 — женщины-мертвецы сидят возле костра и занимаются разными хозяйственными делами;
23 — девять шаманских земель: на восьми живут духи предков шамана, а на самой большой — хозяин нижнего мира манги;
24 — мужчины-мертвецы промышляют зверя;
25 — мертвые сородичи-мужчины строят на реке закол — ловушку для ловли рыбы;
26 — старуха — глава селения мертвецов поднимается на крутой яр и дает знак одному из мужчин переплыть через залив и привести в селение телесную душу умершего члена рода;
27 — один из мертвецов едет в лодке через залив за приплывшем на могильном помосте-плоту сородичем;
28 — шаманские духи-помощники, прикрывающие вход в нижний мир;
29 — шкура жертвенного оленя;
30 — омирук — родовое хранилище душ оми;
31 — души оми;
32 — притоки верховья мифической родовой реки;
33 — ловушки, построенные шаманом из духов-помощников, чтобы преградить доступ духам болезней в омирук;
34 — шаманские духи в образе птиц охраняют проходы в омирук с воздуха;
35 — шаманские духи в образе рыб охраняют проходы в верховья родовой реки;
36 — душа оми, превратившись в птицу, улетает от манги в омирук Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной.
Звуки бубна
Звуки бубна имеют важное значение для шамана и активно используются при проведении ритуалов и практик. Так, гулкие редкие удары по бубну в начале камлания могут служить сообщением для духов-помощников шамана. Приход каждого помощника отмечается резким сильным ударом. В ходе камлания интенсивность ударов, их частота и тембр звучания бубна меняется. В критические моменты ритуала, когда шаман изображает скачку по трудной дороге или борьбу со злыми духами, удары становятся более громкими и частыми, а бряцание подвесок дополняет эту музыку ритуала. В результате издаваемые звуки сливаются в звонкий, резкий гул. Звон подвесок в определенных местах камлания помогает отогнать или уничтожить злых духов. Считается, что звуки бубна способны "разбудить" или “оживить” природу, привлечь внимание божества, что они сами по себе могут служить призывом к нему, просьбой снизойти к людям и откликнуться на их просьбы. Удары в бубен - это "речь" шамана, обращенная к духам.