Можжевельник - одно из древних и особо почитаемых растений у народов Земли. Вечнозеленый кустарник не только долгожитель, он обладает целительными свойствами, используется в ритуалах и обрядах, а также является "компасом" для определения мест силы и жилищем богов.

Можжевельник (другие названия – Верес (-к, -т, -ник, -ина), Можевел, Можжуха, Музжушник, Брыжжевельник, Бруждевельник, Брозжевельник, Брыжевельник, Быржевельник, Еленец, Яловець, Ядловец, Яловиц, Тетеревиный куст (-ые ягоды); латыш.: Kadikis; эст.: Kadakas, Kadajas; англ.: Juniper; нем.: Wachholderbaum, Durrenstaude, Feld cypresse, Feurbaum, Hollerholz, Kaddig, Kranzbeerstaude, Machandel, Quckelbusch, Reckholder, Rehbaum, Stechholder, Wegholder; фр.: Ge nevrier, Cade genevre, Geni`evre (плоды); монг.: Артса (Арца); иранск.: Бурс(а), Борса, Бурца; тюрк.: Арча, Ардыш, Артыш, Орча, Ордыш, Ордыч, Нэхэрхэн, Арчын, Арц) – вечнозеленое дерево/кустарник из семейства кипарисовых.

Растение известно человечеству более 50 миллионов лет и произрастает в Северном полушарии. Срок жизни можжевельника в благоприятных условиях варьируется от 600 до 3 тыс. лет.

О "корнях"

Если покопаться в этимологии, то вполне очевидной станет связь растения с богиней-охотницей Артемидой, тотемическими животными (северный медведь, олень и пр.). Следы этой взаимосвязи можно найти и в мифологии. Так в сказании об Орфее, главный герой, руководимый Медеей, разжигает во время ее заклинаний, адресованных Гекате, костер из нескольких растений, в том числе из arkeythos'а (греч.). Показательна и связь этого растения с такими персонажами как Медея и Кирка, повелительницами темных сил, управляющими злыми духами. Например, в мифе о путешествии аргонавтов, Медея усыпила чудовищного змея, охранявшего золотое руно с помощью можжевеловой ветви, которую смазала зельем с наговором. И как только чудовище ее коснулось - разлился запах зелья и чудовище заснуло.

Русскоязычные народы связывают можжевельник с ночью на Ивана Купалы. В одной из легенд упоминается некое существо Вересуха, от одного из названий можжевельника. Вересуха - живет в доме под Вересом (можжевельником) и в ночь на Ивана Купалу выходит из своего дома в виде красивой, статной девушки в белой сорочке чтобы заманить молодых парней. В объятиях красавицы молодые люди сходили сума и исчезали, больше их никто не видел.

Древние греки и римляне считали, что растение помогает при укусе змей. Раздавленные ягодки можжевельника добавляли в вино и пили его при болезнях печени, как мочегонное средство. В Древней Руси из можжевельника делали различную бытовую утварь, а кора растения служила материалом для изготовления посуды, в которой продукты долго не портились. На Руси можжевельник считался защитой/оберегом от злых духов. Его ветки освящали в церкви и клали за иконы, крепили под потолком. Именно можжевельник защищал от ненастий и болезней. Дымом сухих плодов можжевельника окуривали избы, дезинфицировали одежду больных. В доме заболевшего протирали полы хвоей можжевельника, в баню ходили с можжевеловыми вениками, запаривали можжевельником молочные крынки и кадки под соления.

Для многих народов можжевельник – символ вечной жизни и преодоления смерти, а для шаманов – это мощный инструмент и обязательный компонент ритуально-обрядовых практик (в целительстве, при работе с духами и другой шаманской работе). Тувинские камы в своей работе используют растение, которое произрастает исключительно в горной тайге.

Место, где растет артыш можно определить по сладкому и насыщенному запаху. Обычно он растает в расщелинах или на полянах, небольшими скоплениями кустов. Согласно верованиям тувинцев, стихии встречаются там, где произрастает можжевельник. Такая территория является энергетически сильной и пригодной для проведения обрядов, ритуалов, медитаций.

Научно доказано, что вещества, содержащиеся в артыше, являются сильнейшим антибиотиком и обладают обеззараживающими свойствами. В магической работе артыш используется для изгнания злых духов и обеспечения силы духов-помощников. Основное применение в шаманизме — это очищение. С помощью подожженных веточек артыша камы окуривают себя, атрибутику, инструменты для работы и участников ритуала (камлания). Можжевельник считается священным растением, поэтому пространство, в котором зажгли ветку можжевельника и оставили тлеть, считается священным.

В переводе с монгольского языка, название растения означает «лекарство против страха» или магическое растение, которое защищает от плохих людей. Тибетские ламы применяли артыш в своей медицинской практике для восстановления психо-эмоционального контура, лечения неврозов, снятия «сглаза», энуреза у детей, фобий, ночных страхов и других нервно-тревожных состояний.

Области применения можжевельника:

  • для окуривания помещений во время обрядов и медитации;
  • для снятия сглаза, наговоров, порчи, страха и энуреза у детей (дым арса снимает чужие биополя);
  • для очищения дома (квартиры) от патогенной энергии, фантомов, неприятных запахов;
  • для защиты жилища от врагов;
  • при ревматизме ветки арса используют для ванн. Эти процедуры успокаивают и снимают боли;
  • при гриппе применяют отвар травы внутрь и окуривание дымом;
  • арыш обладает сильным фитонцидным действием, он убивает болезнетворные бактерии, тем самым дезинфицируя помещение при окуривании;
  • дым можжевельника полезен для лёгких.

Это не полный список, поскольку спектр применения можжевельника достаточно широк. Известны поверья, согласно которым, в зарослях растения живет злой дух (упоминания об этом есть у беларусов). Вместе с тем, существуют предания (в Жемайтии) о священном лесе, в котором растет можжевельник, который запрещено рубить, поскольку это жилище богов. Надеемся, намек на магические практики понятен;).

Несколько вариантов использования можжевельника

В качестве чая. Щепотка на 250 мл. Настоять 3-7 мин., добавить мед. Можно заваривать до семи раз. Можжевельник можно добавлять в любой.

В качестве отвара. Одна веточка на 0,5 литра кипяченой воды, настоять на медленном огне 30-60 минут, пить 100-150 мл 2 раза в день. При ОРВИ, гриппе, ангине, зубной боли, сильном стрессе. При порезах можно промывать рану отваром, делать примочки.

Для окуривания необходимо подержать конец пучка на пламени свечи или костра пока конец пучка не заалеет, потом нужно задуть огонь, пучок начнет тлеть. Или насыпать тертый артыш на пепел в курильницу, поджечь и потушить. При окуривании человека или помещения можно использовать веер или пучок перьев, направляя струю дыма в нужную сторону, либо размахивать самим пучком по часовой стрелке. Будьте осторожны с огнем и с осыпающимися частями ветки!

Обратите внимание на то, что нельзя применять лекарственные препараты на основе можжевельника беременным, так как он может вызвать сокращение матки и спровоцировать выкидыш. Более того, не рекомендуется использовать людям, у которых индивидуальная не переносимость.

Камы также используют артыш для получения обратной связи с окуриваемым предметом/клиентом. Практика показывает, что подобная практика позволяет шаману лучше слышать и чувствовать инструмент или тело человека, с которым взаимодействует, а, следовательно, и эффективнее проводить шаманскую работу. Считается, что, когда дым можжевельника поднимается в небо, он уносит ввысь мысли человека, держащего ветку. Это один из способов общения шамана с духами Верхнего мира.

Народы Севера подвешивали пучки можжевельника на дверь жилища в качестве оберега от злых духов. Шаманы же до сих пор используют это растение в качестве составляющей части (наряду с другими материалами) костра, предназначенного для камлания. Таким образом, дым артыша и само растение являются подношением для духов.

Для того, чтобы использовать магические свойства можжевельника не нужно обладать особыми способностями. Достаточно знать основные правила по сбору, сушке, хранению и работе с растением. Собирают и используют в магических практиках можжевельник только после обряда подношения духам, с полной осознанностью и уважением к растению.

О том, как это правильно собрать? хранить и использовать можжевельник в магической работе - расскажем в обучающем курсе в разделе "Обучение".