Игровая культура обских угров (ханты и манси) весьма многогранна. Она направлена на познание окружающего мира, усвоение социальных норм и отношений, на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.

Неотъемлемой частью игровой культуры является игровой инвентарь – весьма разнообразный и разноплановый, отражающий специфику материального мира, образа жизни и производственной деятельности. Помимо этого игровая сфера включает в себя весомый комплекс подвижных и спортивных игр, ориентированный на физическое развитие и выработку навыков, способствующих овладению профессиональными качествами (охотника, рыбака, оленевода, домашней хозяйки и т.д.). Не менее важную роль играют интеллектуальные игры, различного рода головоломки, направленные на развитие логического мышления, осознанности и усидчивости.

Помимо всего перечисленного, существует еще категория действий, которые можно отнести к игровым, связанных с «волшебством», чаще всего – с предсказанием. Некоторые из них были записаны во время экспедиции к ханты бассейна р. Тром-аган Сургутского района. Часто такие "игры" связаны с огнем, к примеру - "Угольная голова" и "Огненный конь".

"Угольная голова" (Л*ак*эм – ох* - к*о) – это гадание на палочке и кусочке угля. Палочку заостряют сверху, чуть ниже расщепляют на тоненькие стружки, на острие укрепляют уголек. Стружки зажигают со словами: "Угольная голова, если отец (к примеру) приедет завтра, то наклони голову вправо (упади вправо)". Стружки прогорают, и уголек падает. В зависимости от его направления, толкуют, исполнится ли загаданное или нет*.

Для гадания "Огненный конь" (Тувтэн-л*ав) щепка расщепляется по типу рогатки. Между рогатинами вставлена палочка, середина которой расщеплена на тоненькие стружки. Стружки зажигают со словами: "Огненный конь, если (к примеру) у меня что-то получится, пусть твоя стрела полетит в сторону порога (если гадают в доме), или на дорогу (если гадают на улице)".

Считается, что во время этих гаданий происходит общение с Най-ими (Огня-женщина, Огня хозяйка). Най-ими (Най-анки) – в культуре обских угров - очень почитаемая фигура, она является покровительницей и олицетворением доброго домашнего огня. Она обогревает, охраняет и очищает дом и домочадцев, может предупредить об опасности или предсказать какое-либо событие, разговаривая с человеком треском. В огонь нельзя бросать мусор, дрова в очаг подкладывают бережно, не бросая поленья, что бы ни поранить и не обидеть Най-ими. Если случается в огонь подкладывать бумажки, фантики от конфет, солому, то говорят: "Извини, что мы тебе это даем. Это не мусор - игрушки для твоих детей». Считается, что во время игры-гадания, именно Най-ими "оживляет", "дает дыхание" палочке и угольку, поэтому гадание сбывается.

Существуют также гадания, основанные на принципе «парности» и интуитивного черчения. Одно из них - "Беспарный" (Пил*е – к*о). Гадание с "Беспарным" - способом написания "черточек", обычно применяется в случае, если кто-нибудь долго не возвращается домой. Сидя опять же перед огнем, не считая, рисуют палочкой по золе черточки, при этом приговаривая: "Пил*е – к*о, Пил*е – к*о, если отец завтра приедет, то пусть у меня останется одна беспарная черточка". Если при подсчете так и происходит, то загаданное должно сбыться.

Следующую игру с тем же персонажем - "Беспарный" - можно отнести к разряду логических игр. Однако детьми, а зачастую и взрослыми, она воспринимается как некое волшебство. Двум игрокам раздаются палочки, одному парное количество, второму - нет. Суть игры, посредством повторения определенных фраз заставить Беспарного уйти от одного игрока к другому. "Беспарный" всегда "приходит" к тому, кто его звал!

В игре участвуют три человека – двое играющих и один раздающий. Игроки подставляют руки и раздающий между пальцев вставляет по две палочки одному игроку, а второму «не додает» одну палочку. Это и есть "беспарный". Затем раздающий разбирает пары палочек в свои ладони, показывает в какую ладонь попал "беспарный" и снова отдает палочки игрокам. Игроки начинают растирать ладони, и тот, у кого "беспарный" отправляет его от себя "Пил`е – к`о мэна, мэна, мэна (уходи)", а второй, наоборот, подзывает "беспарного" к себе "Пил`е – к`о юва, юва, юва (приходи)".

Ольга Стародубова
Сургутский краеведческий музей, Сургут, России

* Прим ред. Подробнее об этом и других способах предсказания мы расскажем в наших водеоматериалах.